Ключевые положения проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

1. Формирование понятийного аппарата в области социального обслуживания населения.


Конкретизируется содержание ряда понятий, применяемых в действующем законодательстве (Федеральные законы от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»), таких как «социальное обслуживание», «социальная услуга», «трудная жизненная ситуация», с целью их точного и единообразного толкования и практического использования. Вводится ряд новых базовых понятий, направленных на унификацию подходов к организации социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации: «государственное задание на предоставление социальных услуг», «государственный заказчик социальной услуги», «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «семья», «социальный работник», «индивидуальная нуждаемость».


2. Определение принципов социального обслуживания населения.


Социальное обслуживание населения направлено на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, вытекающих из норм российского законодательства и международного права, и базируется на принципах доступности, профилактической направленности, учете индивидуальной нуждаемости (адресности), конфиденциальности информации о получателях социальных услуг. Социальные услуги оказываются гражданам (семьям) для преодоления трудной жизненной ситуации или предупреждения причин ее возникновения независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.


3. Определение полномочий органов государственной власти в области социального обслуживания населения.


Федеральные органы исполнительной власти формируют и проводят единую государственную политику в области социального обслуживания населения, устанавливают требования к разработке и утверждению регламентов предоставления социальных услуг, утверждают критерии оценки индивидуальной нуждаемости, определяют квалификационные требования к социальным работникам и др. Субъекты Российской Федерации формируют номенклатуру учреждений социального обслуживания населения, находящихся в их ведении, утверждают регламенты и государственные стандарты социальных услуг, перечень факторов и порядок оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в предоставлении социальных услуг; порядок предоставления бесплатных и платных социальных услуг, формируют государственное задание на предоставление социальных услуг, устанавливают меры социальной поддержки социальных работников, организовывают поддержку региональных социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев – поставщиков социальных услуг и др.


4. Определение гарантий социального обслуживания.


При попадании гражданина (семьи) в трудную жизненную ситуацию гарантируется социальное обслуживание и получение социальных услуг.

Гражданин (семья) признается находящимся в трудной жизненной ситуации в случае:

  • частичной или полной утраты способности к самообслуживанию или передвижению в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью;
  • сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • семейного неблагополучия (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей);
  • наличия ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;
  • наличия в семье инвалидов или детей-инвалидов;
  • признания малоимущим в установленном порядке;
  • отсутствия определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы;
  • ущерба в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.


5. Установление критериев оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в предоставлении социальных услуг


Для повышения адресности социального обслуживания предоставление социальных услуг базируется на оценке индивидуальной нуждаемости, учитывающей состояние здоровья, потребность в постоянной или временной посторонней помощи, семейное положение, наличие родственников, осуществляющих помощь и уход, попечение несовершеннолетних, жилищные условия, доходы, психологическое состояние и пр.

Индивидуальная нуждаемость вводится в качестве объективного критерия определения объема и качества предоставляемых социальных услуг, необходимых для решения проблем гражданина, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определены основополагающие унифицированные факторы такой оценки.

Субъекты Российской Федерации в соответствии со своими нормативными правовыми актами будут иметь право устанавливать перечень дополнительных факторов, обуславливающих индивидуальную нуждаемость граждан (семей) в социальных услугах с учетом географических, социально-экономических, этнографических и организационных особенностей субъекта Российской Федерации, исходя из своих организационно-финансовых возможностей.


6. Определение требований к организации социального обслуживания населения.


В целях повышения качества и доступности определяются виды социального обслуживания населения, порядок предоставления социальных услуг, механизмы регулирования социального обслуживания, в том числе государственные стандарты, государственные задания, регламенты, регистры получателей. Основой организации социального обслуживания являются региональные программы, разрабатываемые в субъектах Российской Федерации. Эти подходы направлены на повышение качества, доступности и безопасности социального обслуживания населения, оценки его результативности, повышение эффективности использования бюджетных средств и создание предпосылок для привлечения к предоставлению социальных услуг различных юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, в том числе бизнес-сообщества, социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев.


7. Введение условий платности в предоставлении социальных услуг.


Бесплатно социальные услуги предоставляются в стационарных условиях всем получателям, в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) - несовершеннолетним детям, гражданам, пострадавшим от жестокого обращения в семье, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц). В полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) социальные услуги предоставляются бесплатно также гражданам (семьям), находящимися в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых на дату обращения не превышает более чем в полтора раза величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

Социальные услуги за плату предоставляются в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту жительства (на дому) гражданам (семьям), среднедушевой доход которых на дату обращения не менее чем в полтора раза превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять более высокий размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату. При этом размер платы за предоставление услуг в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) не может превышать 25 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода потребителя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.

При предоставлении социальных услуг в стационарных условиях устанавливается плата за проживание, включающая затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря и плату за пользование жилым помещением (плату за наем). Размер ежемесячной платы за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях не может превышать 75 процентов величины среднедушевого дохода гражданина (семьи).

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. В частности, при взимании платы за предоставление услуг в стационарных условиях в структуре дохода гражданина предполагается учитывать размер пенсии с учетом полагающихся доплат и повышений, ежемесячную денежную выплату, доходы от реализации и сдачи в аренду имущества и т.п. В то же время в расчет среднедушевого дохода при оплате социальных услуг, оказываемых на дому, не предполагается включать доходы от реализации и сдачи в аренду имущества.

Профиль
Статистика
Зарегистрировано пользователей: 1137. Создано версий: 392. Написано комментариев: 1184