Навигатор по основным положениям правительственного проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

I. Предмет регулирования


  • правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания населения;
  • права человека и гражданина, отдельных групп населения на социальное обслуживание, гарантии их реализации;
  • полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения;
  • права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев при осуществлении деятельности в области социального обслуживания населения;
  • права и обязанности социальных работников.


II. Основные понятия


  • социальное обслуживание населения – деятельность, осуществляемая органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, приравненными к ним в целях настоящего Федерального закона индивидуальными предпринимателями, благотворителями и добровольцами по предоставлению социальных услуг гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, для преодоления трудной жизненной ситуации;
  • социальная услуга – действие по оказанию неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией;
  • семья – совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные отношениями брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание, имеющие взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи), последствия которого он не может преодолеть самостоятельно;
  • и др.


III. Принципы социального обслуживания



IV. Полномочия органов власти в области социального обслуживания



V. Социальное обслуживание и социальные услуги


Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании:

Основание для признания граждан (семей) нуждающимися в социальном обслуживании - нахождение в трудной жизненной ситуации.

Трудной жизненной ситуацией может быть признано:

  • частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с преклонным возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), болезнью и/или инвалидностью;
  • сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;
  • семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей);
  • наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;

  • и др.


Основания оказания социальных услуг:

1. Оценка индивидуальной нуждаемости при предоставлении социальных услуг

Критерии оценки - утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, с учетом следующих обстоятельств:

  • состояние здоровья, нуждаемость в постоянной или временной посторонней помощи вследствие частичной или полной утраты
  • возможности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;
  • семейное положение, наличие или отсутствие родственников, осуществляющих помощь и уход, попечение несовершеннолетних;
  • и др.

Порядок проведения оценки - устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2) Письменное (электронное) обращение гражданина


Виды социальных услуг:

  • социально-бытовые услуги
  • социально-медицинские услуги
  • социально-реабилитационные услуги
  • социально-психологические услуги
  • социально-педагогические услуги
  • социально-правовые услуги
  • срочные социальные услуги


Типы учреждений социального обслуживания:

  • стационарные учреждения социального обслуживания общего профиля для пожилых людей и инвалидов (в том числе геронтологическими центрами);
  • психоневрологические стационарные учреждения социального обслуживания для пожилых людей и инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания;
  • специальные стационарные учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждан пожилого возраста и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимавшихся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемых из учреждений органов внутренних дел;
  • стационарные учреждения для умственно отсталых детей;

  • и др.


VI. Порядок предоставления социальных услуг


Государственное задание

Социальные услуги в рамках государственного задания предоставляются бесплатно.

Порядок и условия размещения государственного задания на предоставление социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Плата за предоставление социальных услуг и за проживание:

За предоставление социальных услуг в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому): За проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях:

Взимается с граждан (семей), чей среднедушевой доход не менее чем в полтора раза превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

Размер платы не может превышать 25 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода потребителя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.

Включает затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря и плату за пользование жилым помещением (плату за наем).

Размер ежемесячной платы за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях не может превышать 75 процентов величины среднедушевого дохода гражданина (семьи).

При предоставлении социальных услуг в стационарных условиях плата за проживание с детей-инвалидов, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, не взимается.


Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за проживание:

Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях в бюджетных и автономных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Регламенты и государственные стандарты:

Регламенты предоставления социальных услуг Государственные стандарты социальных услуг

Социальные услуги предоставляются в соответствии с регламентами предоставления социальных услуг. Требования к регламентам предоставления социальных услуг и порядку их утверждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Регламенты предоставления социальных услуг в субъектах Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Социальные услуги предоставляются в соответствии с государственными стандартами, устанавливающими основные требования к объему и качеству социальных услуг, срокам и условиям их предоставления, и являющимися составной часть регламента.

Состав государственного стандарта социальной услуги:

  • наименование социальной услуги;
  • содержание социальной услуги;
  • периодичность предоставления социальной услуги;
  • качественные и количественные показатели предоставления социальной услуги;
  • требования к поставщику социальной услуги;
  • и др.


VII. Статус участников отношений социального обслуживания


Права и обязанности получателей социальных услуг:

Права Обязанности
  • получение информации о своих правах, обязанностях, видах предоставляемых социальных услуг и условиях их предоставления;
  • своевременную и объективную оценку индивидуальной нуждаемости в социальных услугах;
  • выбор видов социальных услуг, условий получения социальных услуг, поставщиков социальных услуг, а также на отказ от предоставления социальных услуг;
  • получение социальной услуги в полном объеме в соответствии с условиями договора;
  • обеспечение конфиденциальности информации, предоставляемой в целях получения социальной услуги;
  • защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
  • получение социальных услуг сверх предоставляемых в рамках государственного задания на платной основе;
  • дети-инвалиды, получающие социальные услуги в стационарных условиях, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
  • предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении социальных услуг;
  • своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении жизненной ситуации, влияющей на получение социальных услуг;
  • при получении социальных услуг в стационарных условиях соблюдать правила общежития и общественного порядка;
  • воздерживаться от угроз, грубости, оскорбительных выражений, нецензурной речи, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений в адрес социальных работников.


Права и обязанности поставщиков социальных услуг:

Права Обязанности
  • предоставлять дополнительные социальные услуги гражданам (семьям) по их желанию (письменному заявлению) сверх установленного государственного задания на платной основе;
  • отказать в предоставлении социальных услуг при наличии у получателя социальных услуг заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
  • осуществлять свою деятельность на профессиональной основе;
  • предоставлять получателю социальных услуг (либо его законному представителю) информацию о его правах и обязанностях, информацию о видах предоставляемых социальных услуг и условиях их предоставления;
  • информировать в письменной форме получателя социальных услуг (либо его законного представителя) о причинах отказа в осуществлении социального обслуживания;
  • не разглашать информацию о получателях социальных услуг без их письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • поставщик социальных услуг не имеет права использовать лекарственные препараты в целях физического сдерживания, а также ограничивать свободу получателей социальных услуг и/или применять насилие (физическую силу) в отношении получателей социальных услуг. Лица, виновные в нарушении законных прав получателей социальных услуг, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Права и обязанности социальных работников:

Права Обязанности
  • социальные работники обязаны руководствоваться в своей деятельности положениями настоящего Федерального закона, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • социальные работники, виновные в разглашении информации о получателях социальных услуг без их письменного согласия, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • за недобросовестное исполнение своих обязанностей, требований внутреннего распорядка, невыполнение требований об охране труда, несоблюдение трудовой дисциплины социальные работники несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


VIII. Государственное регулирование в области социального обслуживания населения


Региональные программы социального обслуживания населения:

Основой организации социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации являются региональные программы социального обслуживания населения, утверждаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Требования к региональным программам социального обслуживания населения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития.

Межведомственное взаимодействие при предоставлении социальных услуг:

Межведомственное взаимодействие при предоставлении социальных услуг осуществляется на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Содержание регламентов межведомственного взаимодействия:

  • перечень органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующих в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения;
  • функции и виды деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения;
  • процедуры и формы осуществления межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения;
  • и др.


Регистры получателей социальных услуг:

В целях обеспечения персонифицированного учета получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации формируется и ведется регистр получателей социальных услуг. Требования к порядку ведения регистров и форме представления сведений устанавливаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Содержание регистра:

  • регистрационный номер учетной записи;
  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • пол;
  • гражданство;
  • адрес места жительства (пребывания), телефон;
  • серия и номер паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), дата выдачи указанных документов и наименование выдавшего их органа;
  • образование;
  • дата обращения за получением социальных услуг;
  • основание для получения гражданином социальной услуги;
  • и др.


Финансовое обеспечение социального обслуживания населения:

Финансовое обеспечение социального обслуживания населения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания является расходным обязательством Российской Федерации.

Контроль в области социального обслуживания населения:

Государственный контроль

Государственный контроль осуществляется федеральными органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль в субъектах Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Общественный контроль

Общественный контроль в области социального обслуживания населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Результаты общественного контроля подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профиль
Статистика
Зарегистрировано пользователей: 1137. Создано версий: 392. Написано комментариев: 1184